От Васнецова до Ренуара: шедевры Нижегородского художественного музея

 10 фев 2025
От Васнецова до Ренуара: шедевры Нижегородского художественного музея
Собрание Нижегородского художественного музея насчитывает 12,5 тысячи произведений. Среди них шедевры русских живописцев первого эшелона — Репина, Серова, Васнецова, — а также работы выдающихся европейских мастеров: Ренуара, Эль Греко, Брейгеля. Расскажем, как устроен музей и какие его коллекции заслуживают особого внимания.

Здания музея

Музей занимает три исторических здания в центре Нижнего Новгорода, каждое из которых — памятник архитектуры. Помимо осмотра художественных коллекций, посетители могут изучить исторические фасады и интерьеры.

У музея также есть две площадки для временных выставок — в кремлёвском Манеже и в Пакгаузах на Стрелке. Их актуальное расписание можно найти на официальном сайте.

Нижегородский художественный музей
Фото: Shutterstock

Дом губернатора

Адрес: Кремль, корпус 3

Главное здание Нижегородского художественного музея, где представлена коллекция российского искусства от древнерусских икон до картин Серебряного века.

Здание в стиле позднего классицизма возвели в 1841 году по проекту Иосифа Шарлеманя. Расположение постройки на плане кремля определил сам император Николай I. По городской легенде, архитектор придал особняку строгий и лаконичный вид, чтобы угодить вкусам царя. Современники отмечали, что дом получился «вышколенным, как солдат на строевой». До революции в нём находились личная резиденция губернатора Нижегородской губернии и апартаменты для царя на время его визитов. С 1917 года здесь размещалась городская администрация. В 1992 году здание передали музею.

1910 год. Вид на дом губернатора через проломные ворота возле Пороховой башни • Современный вид • Фото: Shutterstock

В музее собрана огромная коллекция икон, произведений народно-прикладного искусства, картин русских художников XIX столетия: Шишкина, Саврасова, Маковского, Васнецова, Серова. Заметная часть собрания — полотна, посвящённые крестьянству. Например, картина Ильи Репина «Мужичок из робких» — обобщённый портрет русского крестьянина второй половины XIX века; яркие женские образы «Баба в жёлтом» Филиппа Малявина и «Девушка-крестьянка» Николая Ярошенко.

Особняк Сироткина

Адрес: Верхне-Волжская набережная, 3

Дом построили в 1916 году в неоклассическом стиле для городского головы, купца и мецената Дмитрия Сироткина. Авторы проекта — братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые в дальнейшем стали ведущими представителями советского авангарда. До наших дней в особняке сохранились многие исконные элементы: дубовые двери с латунными ручками, оконные рамы с медной фурнитурой, потолочная роспись.

Сегодня в залах Дома Сироткина представлено искусство Западной Европы XV — начала XX века. Посетители могут увидеть картины итальянских, французских, испанских, голландских и фламандских мастеров. Здесь, например, экспонируются «Христос и самаритянка» Якоба Йорданса и «Голгофа» Питера Брейгеля Младшего.

1914 год. Проект дома Сироткина первый отвергнутый вариант • Современный вид • Фото: Freya731, CC BY-SA 4.0

Верхнепосадские торговые ряды

Адрес: площадь Минина и Пожарского, 2/2

Ещё один выставочный зал музея расположен в одном из корпусов бывших торговых рядов, построенных в 1843 году по проекту Ивана Ефимова и Антона Леера. В этом здании в том числе экспонируется советское и современное искусство.

Жемчужина собрания — 70 авангардистских полотен начала XX века. Картины привезли в Нижний Новгород из Москвы в 1920-х годах. Однако в залах художественного музея они выставлялись недолго: уже в 1930-е это искусство запретили, обвинив авангардистов в формализме. Многим произведениям грозило уничтожение, но сотрудники музея спрятали их, и несколько десятилетий о существовании коллекции почти никто не знал. Только в 1980-е годы собрание вновь начали открывать для публики.

Фасад корпуса по улице Большой Покровской • Постоянная экспозиция «Искусство XX века. 1900—1920: от символизма к авангарду» • Фото: Olga-lisenkova, CC BY-SA 4.0, Евгений800, CC0

В музее выставлены произведения мастеров разных направлений авангарда. Здесь, например, можно увидеть выполненные в манере неопримитивизма работы Наталии Гончаровой «Косари» и «Орхидеи»; «Цирк» Александра Шевченко в стиле футуризм, а также «Импровизацию № 4» Василия Кандинского, в которой сочетаются элементы фигуративного искусства и абстракции.

7 главных шедевров музея

Рассказываем о полотнах из собрания музея, которые точно нельзя пропустить.

Константин Маковский «Воззвание Минина»

Где увидеть: Дом Сироткина

Одно из самых масштабных в России произведений на историческую тему. Его размер — 7 на 6 метров. Константин Маковский изобразил важнейший момент истории города: Кузьма Минин призывает народ пожертвовать деньги на создание ополчения, которое в 1612 году отправится из Нижнего Новгорода освобождать Москву от польских интервентов.

Константин Маковский «Воззвание Минина»
Зал Маковского. Фото: блог «Нижний 800»

Работа над картиной длилась около 20 лет — от задумки и первых набросков в 1870-х годах до финальных мазков в 1896-м. Маковский несколько раз приезжал в Нижний Новгород, разговаривал с краеведами, изучал городскую архитектуру и создавал этюды. Однако основную часть работы он выполнил во Франции, где смог найти мастерскую подходящего размера для столь масштабного полотна. На картине изображено около 400 персонажей, большинство из которых автор писал с реальных людей. Любопытно, что художнику в его окружении за границей не хватало моделей славянской внешности, поэтому некоторые лица на полотне повторяются.

В 1898-м картину приобрёл Николай II и подарил её Нижнему Новгороду. Из-за размеров было сложно найти полотну достойное место. Долгое время оно хранилось в здании Городской думы, а в 1972 году было передано художественному музею. Сейчас картина размещена в специально построенном под неё зале, примыкающем к Дому Сироткина.

Константин Маковский «Воззвание Минина»

Виктор Васнецов «Ковёр-самолёт»

Где увидеть: Дом губернатора

В 1878 году промышленник Савва Мамонтов завершил строительство железной дороги в Донецке и заказал Виктору Васнецову картину, чтобы украсить кабинет дирекции.

Получив полную свободу в выборе сюжета, художник впервые обратился к сказочной тематике, которая позднее стала ключевой в его творчестве. Он изобразил ковёр-самолёт как символ прогресса и скорости, с которой поезда способны преодолевать расстояния. Однако акционеры железной дороги сочли такой сюжет слишком легкомысленным и не приняли работу. Мамонтов оставил картину себе, и несколько лет она украшала столовую в его московском особняке. В 1900 году в результате судебного разбирательства имущество промышленника распродавалось на аукционе и полотно купил нижегородский купец Митрофан Рукавишников. После его смерти коллекция картин была передана художественному музею согласно завещанию.

Виктор Васнецов «Ковёр-самолёт»

Карл Брюллов «Гадающая Светлана»

Где увидеть: Дом губернатора

Зимой 1835 года после 13 проведённых в Европе лет Карл Брюллов вернулся на родину. В этот период русский свет был повально увлечён балладой Василия Жуковского «Светлана». Это произведение было настолько популярно, что многие знали его наизусть. Среди дворянства распространилась мода на святочные гадания, и Брюллов, заразившись всеобщим интересом, решил обратиться к балладе в своём творчестве. Для художника, прославившегося грандиозными полотнами на исторические и библейские сюжеты, эта работа стала единственным завершённым произведением на русскую народную тему.

Карл Брюллов «Гадающая Светлана»

Борис Кустодиев «Русская Венера»

Где увидеть: Дом губернатора

Последняя большая картина Бориса Кустодиева. Он писал её, будучи тяжело больным и прикованным к инвалидному креслу. Тем не менее картина наполнена радостью, энергией и невероятной жаждой жизни.

Во время реставрации сотрудники музея провели рентгенографию полотна и выяснили, что берёзовый веник Кустодиев написал через год после самой Венеры. Известно, что художник часто прислушивался к советам своей супруги, и, возможно, именно она посоветовала ему таким образом прикрыть наготу героини.

«Русская Венера» • «На террасе»

Кстати, из-за нехватки чистых холстов Кустодиев создал это произведение на обратной стороне своей более ранней работы «На террасе» (1906). На полотне изображено чаепитие его семьи. Сегодня холст выставлен в специальной раме, благодаря чему зрители могут рассмотреть обе стороны картины.

Казимир Малевич «Косарь»

Где увидеть: Верхнепосадские торговые ряды

Работа относится к одному из ранних периодов творчества Малевича и выполнена в стиле кубизм. Это направление стало для художника важным этапом на пути к полному отказу от реалистичного изображения, что впоследствии привело его к созданию «Чёрного квадрата».

К. С. Малевич • «Косарь»

Малевич рассказывал, что в детстве часто наблюдал за крестьянами, работающими в поле, — эти воспоминания он перенёс на холст. Искусствоведы считают, что, создавая «Косаря», художник также вдохновлялся старинными новгородскими иконами, для которых характерен красный фон.

Эль Греко «Путь святого Иакова»

Где увидеть: Дом Сироткина

У картины непростая судьба: её привезли в Нижний Новгород в 1945 году из Германии, после чего долгие десятилетия она находилась в закрытых фондах, тогда как в Европе её считали утраченной. Лишь в 1990-х её вновь представили публике.

Эта работа входит в большой цикл «апостоладос» — серию портретов апостолов, созданных Эль Греко в его поздний, наиболее зрелый период. Святой Иаков изображён не в традиционном образе, принятом для изображения святых, а в облике пилигрима — с широкополой шляпой за спиной и посохом. Такое изображение глубоко символично: Иаков считается покровителем путешественников.

Портрет старика (предположительно автопортрет Эль Греко). (Около 1595–1600 годов) • «Путь святого Иакова»

Огюст Ренуар «Женщина, смотрящая на птичку»

Где увидеть: Дом Сироткина

Эта работа относится к раннему периоду творчества знаменитого французского импрессиониста — Ренуар написал её в 25 лет. На полотне изображена его 18-летняя возлюбленная Лиз Трео.

Изначально картина была в два раза больше: справа от девушки была изображена ещё одна фигура — обнажённая женщина. Это стало известно благодаря другому художнику — Фредерику Базилю. На его картине «Мастерская на улице Кондамин» изображена художественная студия, на стене которой можно заметить ту самую «Женщину, смотрящую на птичку», но ещё в первоначальном, необрезанном варианте. Нижегородские искусствоведы изучили письма Ренуара и выяснили, что эту картину он создал для выставки в Парижском салоне. Однако её отвергли, и в расстроенных чувствах мастер обрезал работу. Судьба её второй части остаётся неизвестной.

В Нижний Новгород полотно попало в 1945 году вместе с другими произведениями искусства, вывезенными из Германии.

1910 год. Пьер-Огюст Ренуар • «Женщина, смотрящая на птичку»

Режим работы музея

Все здания музея работают по единому графику:

  • Понедельник — выходной
  • Вторник, среда — с 10:00 до 18:00
  • Четверг — с 12:00 до 20:00
  • Пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00

Билет можно приобрести в кассах или на официальном сайте музея. Он позволяет посетить три основные экспозиции.

Режим работы музея
Фото: Shutterstock

Где находится и как добраться

Все здания музея расположены в центре города в пешей доступности друг от друга:

  • Экспозиция «Русское искусство» — Кремль, корпус 3
  • Экспозиция зарубежного искусства — Верхне-Волжская набережная, 3
  • Экспозиция «Искусство XX века» — площадь Минина и Пожарского, 2/2

Ближайшая к музеям автобусная и троллейбусная остановка — «Площадь Минина и Пожарского», от неё до всех корпусов музея — около пяти минут пешком.

Заключение

Нижегородский художественный музей обладает одной из самых богатых коллекций живописи в России. Чтобы не потеряться в многочисленных залах и не пропустить самые впечатляющие экспонаты, стоит заглянуть сюда во время экскурсии по городу в сопровождении гида.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других

Ещё на тему путешествий

Место творческого вдохновения: музей‑заповедник «Болдино»Место творческого вдохновения: музей‑заповедник «Болдино» Прошлое и настоящее родовой усадьбы Александра Пушкина

Ещё экскурсии по теме