Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны
Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплексаИстория дворца
В 1777 году императрица Екатерина II даровала своему сыну Павлу Петровичу бывшие охотничьи угодья в пригороде Санкт-Петербурга. Через три года на их территории начали проектировать дворец.
Для создания резиденции из Великобритании ко двору пригласили архитектора Чарльза Камерона. Он спроектировал великолепное здание в стиле палладианских вилл. Золотисто-белый трёхэтажный дворец венчал окружённый колоннадой небольшой купол. От него полукругом расходились узкие галереи, которые заканчивались невысокими служебными корпусами.
Отделкой интерьеров занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна, он же руководил последующей перестройкой дворца. Участвовали в оформлении залов и сами хозяева. В 1782 году Павел и Мария отправились в путешествие по Европе, из которого привезли множество предметов искусства, изящную мебель и даже мраморные колонны.
В 1796 году, после восшествия императора Павла I на престол, Павловск стал его летней резиденцией. Тогда Бренна надстроил ещё один этаж галерей и пристроил к ним двухэтажные корпуса с башенками. В новых зданиях архитектор оборудовал роскошные помещения для приёмов: Тронный и Дворцовый залы и Картинную галерею.
Но на этом преобразования не закончились. В 1803 году в здании случился сильный пожар, в котором пострадало несколько залов. Внутреннее убранство восстанавливал знаменитый архитектор Андрей Воронихин. Он же проектировал покои императрицы Марии Фёдоровны. А в 1822 году уже Карл Росси завершил ансамбль, пристроив к дворцу библиотеку.
В 1828 году, после смерти императрицы Марии Фёдоровны, наследники оставили дворец в неизменном виде, превратив его в мемориал покойной матери. А в 1918-м бывшая императорская резиденция вместе с парком официально стала музеем.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, и его поэтапно восстанавливали до 1977 года. Сейчас Павловский дворцово-парковый ансамбль встречает гостей во всём своём великолепии и находится под охраной ЮНЕСКО.
Залы дворца и внутреннее убранство
Каждое помещение дворца восстановлено очень бережно и с большим вниманием к деталям. Так что сегодня мы можем увидеть помещения дворца такими, какими они были при жизни монаршей четы. На первом этаже дворца расположены в основном жилые комнаты, на втором — кабинеты, парадные залы и библиотеки. А третий отдан под выставки.
Во всех помещениях можно полюбоваться впечатляющей коллекцией предметов искусства: антикварной мебелью и роскошным декором. Например, в Будуаре сохранились настенные росписи, которые имитируют фрески из лоджий Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. А также уникальный стол 1789 года с фарфоровой столешницей, на которой изображены пейзажи Павловска.
Впечатляет и великолепная коллекция живописи, собранная в стенах дворца. Стены зала «Картинная галерея» украшают более 100 художественных произведений живописцев XVII–XVIII веков.Первые экспонаты Павел Петрович и Мария Фёдоровна привезли из Европы в 1782 году, а последующие владельцы резиденции продолжали пополнять коллекцию.
Всего для посещения доступно 45 залов дворца. Далее расскажем, какие из них заслуживают особого внимания.
Греческий зал
Самое торжественное и помпезное помещение дворца создано по проекту Чарльза Камерона, а руководил отделкой зала известный декоратор Винченцо Бренна. Во времена Павла I именно здесь проходили грандиозные приёмы и праздничные балы.
Стены Греческого зала отделаны белоснежным мрамором, под потолком красуется фриз с искусными изображениями царственных грифонов, а сам потолок украшен изящной лепниной. По периметру помещения высятся 16 массивных колонн из редкого зелёного мрамора. Между ними расположены подвесные светильники на длинных цепях, сделанные наподобие античных ламп. Эту эффектную деталь в интерьер добавил после пожара архитектор Андрей Воронихин.
Тронный зал
Он впечатляет масштабом: его площадь 420 м². Архитектор Винченцо Бренна проектировал зал как парадную столовую. Но по завершении работ напротив главного входа установили императорский трон. Поэтому со временем комнату переименовали в Тронный зал.
Здесь проходили самые значимые и торжественные приёмы, а потому и оформление зала отличается особой пышностью. Белоснежные стены с просторными нишами украшены богатой лепниной. По обеим сторонам высоких арочных окон установлены скульптуры кариатид. А плафон, расписанный по эскизу декоратора Пьетро ди Гонзаги, имитирует колоннаду, визуально увеличивая высоту потолка.
По особым случаям в зале накрывали столы. Их сервировали парижским сервизом, привезённым императрицей Марией Фёдоровной из путешествия по Европе в 1782 году. Специально для гостей экспозиции торжественная сервировка воссоздана с точностью до мелочей: на большом столе красуется тот самый набор посуды.
Итальянский зал
Этот зал как бы разделяет дворец на две части: южную, с покоями Марии Фёдоровны, и северную, с покоями Павла Петровича. Это одно из самых роскошных помещений на втором этаже: по особым случаям здесь устраивали торжественные обеды.
В этом зале нет окон: свет внутрь попадает сквозь частично застеклённый купол. Его стенки отделаны итальянским мрамором, а также изящной лепниной с позолотой.
Главное украшение зала — античные скульптуры в полукруглых нишах. Изначально здесь стояли статуи, которые монаршая чета привезла из Италии. Однако их пришлось заменить после пожара 1803 года. А спустя столетие большинство скульптур изъяли в фонды Эрмитажа. Из коллекции Марии Фёдоровны сохранилось всего два экспоната: «Три грации» и «Обряд римской свадьбы», датированные II веком. Остальные скульптуры перевезли сюда из Царского Села.
Залы Войны и Мира
Эти два роскошных помещения перекликаются и архитектурно, и символически. Изначально в них находились парадные гостиные Павла I и Марии Фёдоровны, а затем каждый из залов успел побывать тронным.
Стены помещений отделаны белоснежным мрамором и изящной лепниной с позолотой. Только зал Войны декорирован рельефными панно с изображением военных трофеев, а зал Мира — символами изобилия, искусства и любви: музыкальными инструментами и корзинами с фруктами и цветами.
Библиотека Росси
В 1824 году знаменитый архитектор Карл Росси построил помещение под библиотеку, которую позднее назвали в его честь. Главная изюминка этого зала — большие арочные окна и роскошный расписной потолок. В начале XIX века вдоль стен располагались встроенные четырёхметровые шкафы. К сожалению, все они сгорели во время пожара 1944 года. Мебель и книги, которые мы видим сейчас, бережно восстановили в 1960-х и 1990-х.
Сейчас здесь хранится одна из крупнейших частных коллекций книг в мире. Её основой стали 33 издания из «Дорожной библиотеки» Екатерины II. Собрание постоянно пополнялось, и уже к 1828 году состояло из почти 21 тысячи экземпляров. Во время Великой Отечественной войны книги были вывезены в Германию, но к 1945 году — найдены и возвращены в Россию. Правда, к тому моменту от коллекции осталось примерно 11 тысяч экземпляров.
Выставки
На территории дворца сейчас работает восемь постоянных экспозиций, ниже расскажем о наиболее интересных.
На выставке «Музей костюма» представлена подлинная одежда, которую когда-то носили члены царской фамилии. В коллекции — роскошные платья императриц Екатерины II и Марии Фёдоровны, а также парадные костюмы Павла I.
Экспозиция «Мир женщины и её увлечений» погружает в атмосферу дворянского быта XIX — начала ХХ века. Здесь можно увидеть аккуратный маникюрный наборчик, рукоятки предметов которого выполнены из слоновой кости. А также старинные пудреницы, изящные флаконы для духов и даже винтажное нижнее бельё.
А экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» знакомит с роскошным убранством дворянских домов. Экспозиция демонстрирует, как с течением времени менялась мода и вкусы знатных господ, а вместе с ними — форма мебели, декоративные ткани и прочие элементы декора.
Павловский парк
Это не менее значимая часть ансамбля, чем сам дворец. Проектировал роскошный сад Чарльз Камерон, а над ландшафтами работали Пьетро ди Гонзага, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин. В наше время Павловский парк считается одним из самых красивых и больших (его площадь более 600 гектаров) пейзажных парков Европы.
Территория разделена на семь участков-районов, различных по настроению и композиции. В каждом есть изящные каменные мосты, тенистые аллеи и беседки. Например, в Придворцовом районе расположена любимая терраса Павла I — Павильон трёх граций, из которого открывается живописный вид на Мариентальский пруд. А на границе районов Старая Сильвия, Парадное поле и Белая берёза высится одно из самых романтичных сооружений парка — Розовый павильон. Изящная деревянная постройка с небольшим куполом — любимое место отдыха Марии Фёдоровны, сюда она приглашала знаменитых музыкантов и литераторов. Рядом с павильоном, как и во времена императрицы, благоухают ароматные розы.
Режим работы и стоимость билетов
Павловский дворец открыт для посещения весь год, каждый день, кроме понедельника. С актуальной информацией о графике и стоимости входных билетов лучше ознакомиться заранее
Также стоит иметь в виду, что кассы закрываются на час раньше, чем сам дворец. А внутрь пускают не позднее, чем за 45 минут до закрытия.
Как добраться
Расположен Павловский дворец в пригороде Санкт-Петербурга Павловске, по адресу: Садовая улица, 20. Хотя формально городок входит в состав Северной столицы, от её центра он расположен примерно в 40 километрах. Ниже расскажем, как добраться до Павловского дворца из Санкт-Петербурга.
На электричке
Самый удобный и быстрый вариант. Электрички до Павловска отправляются с Витебского вокзала или железнодорожной станции Купчино. Нужно выйти на станции Павловск, а затем сесть на один из автобусов, идущих в сторону дворца. Или можно прогуляться пешком 20–30 минут через Павловский парк: вход в него находится прямо напротив станции.
На автобусе или маршрутке
Выбирая этот вариант, стоит учитывать ситуацию на дорогах: в направлении Павловска нередки пробки. Автобусы и маршрутки до города отправляются от станций метро «Звёздная», «Московская» или «Купчино». Некоторые прибывают к вокзалу, другие останавливаются в паре минут ходьбы от Павловского дворца.
На автомобиле или такси
Павловский дворец находится в 18 километрах от кольцевой автодороги, двигаться нужно сначала по Витебскому проспекту, а затем — по Петербургскому шоссе. Путь на машине без пробок займёт около получаса.
Заключение
Павловский дворец — жемчужина русской архитектуры XVIII–XIX веков. Здесь каждый зал хранит память о пышных балах, придворных интригах и поворотных государственных решениях. Узнать о них больше можно от местных гидов. Кстати, многие экскурсии включают посещение не только Павловского дворца, но и соседнего Царского Села. Отличная возможность осмотреть несколько знаковых достопримечательностей за одну поездку.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!