Конд: чем примечателен старейший район Еревана

4 ноя 2024
Конд: чем примечателен старейший район Еревана
Конд — один из самых колоритных районов Еревана. Он хранит в своих запутанных улицах и каменных домах многовековую историю. Здесь можно полюбоваться зданиями XVII−XIX столетий, заглянуть в уютные дворики и услышать рассказы о жизни нескольких поколений кондовцев.

Чем интересен Конд

Район расположен практически в самом центре Еревана и занимает площадь 16 гектаров. По приблизительным оценкам, тут проживает 4,5 тысячи человек.

Чем интересен Конд
Фото: Shutterstock

Конд привлекает путешественников необычной атмосферой и архитектурой. Район состоит из домов, которые стоят плотно друг к другу. Некоторым из них по 100−200 лет. Структура кварталов напоминает лабиринт. Здесь можно часами бродить, исследуя запутанные переулки, узкие проходы, упирающиеся в крутые лестницы.

В Ереване осталось лишь несколько таких же старинных мест: Старый Норк, Канакер, Старый Аван, Киликия. Однако ни один из них не представляет собой такую же целостную архитектурную среду, как Конд.

Старый Норк • Канакер • Киликия • Фото: Shutterstock

Ритм жизни тут значительно отличается от других центральных кварталов Еревана: здесь всё гораздо размереннее и спокойнее. Дети наперегонки катаются на велосипедах, их родители прямо на улице занимаются стиркой и сушкой ковров, чинят машины под тенью винограда, пенсионеры играют в нарды и обсуждают новости. Конд как Нарния: посреди шумного города оказываешься в другом мире, где время замедляется.

История района

Первое упоминание Конда датируется 1655 годом. Название район получил благодаря расположению: с армянского оно переводится как «холм». В XIX веке эту территорию также иногда называли Тапабаши — слово персидского происхождения означает «вершина горы».

История района Конд
1902–1910 годы. Общий вид района Конд

На протяжении столетий Конд был одним из самых многонациональных ереванских районов. В XIX веке тут жили 2500 персов и азербайджанцев, 1500 армян, 200 бошей (армян цыганского происхождения). Такая мультикультурность, конечно же, отразилась и на архитектуре: тут было множество особняков из камня, а также зданий восточного типа с высокими арками и изысканной резьбой. В начале XX века национальный состав квартала изменился: многие мусульмане покинули город, а свободные помещения в 1920‑х заняли беженцы из Восточной Турции. Постепенно они значительно перестроили дома под свои вкусы и потребности.

В тех же 1920‑х в Армению приехал архитектор Александр Таманян. Перед ним стояла задача перекроить старый Ереван, сделать из него удобную и современную столицу молодой советской республики. В то время большая часть центра была похожа на Конд с его хаотичной застройкой, поэтому зодчий отмечал, что город «сохранил отпечаток персидского влияния и провинциальной глуши».

Таманян создал генплан с широкими проспектами и высокими зданиями из розового камня. Масштабная перестройка с 1920 по 1940 год по его проекту практически полностью изменила центр города. Однако Конд удивительным образом остался в стороне. Есть легенда, что Таманян планировал сохранить его как образец старой архитектуры, что помогло избежать сноса.

1923 год. Квартальная мечеть Тапабаши • 1930 год. Улица Конд‑Тапабаш. Вид от Кондского ванного дома • 1934–1938 годы. Старые кварталы района Конд. Улица Саят Нова

В советское время неоднократно обсуждалась перестройка района. В 1980‑х в северной его части снесли несколько десятков домов и на их месте возвели многоэтажную гостиницу «Двин» (которая в обновлённом виде и под другим названием и сейчас возвышается над жилыми кварталами). В 2000‑х Конду вновь пообещали расселение, но в итоге была построена лишь одна высотка на окраине.

В 2024 году власти объявили среди архитекторов конкурс концепций, каким должен быть Конд в будущем. Окончательных решений пока нет, но жителям уже сообщили о возможном расселении. Вопрос, снесут ли район или сохранят, остаётся открытым.

Споры о сносе

Многие ереванцы называют Конд «фавелами» и трущобами и считают, что ему нет места в современном мире и что здесь нужно построить многоэтажки. Негодование сторонников сноса можно понять, поскольку состояние района действительно оставляет желать лучшего. Многие старинные дома сохранили лишь свои основания. Местные жители часто надстраивают квартиры вторыми и третьими этажами, создавая небезопасные конструкции, которые нависают над улицей. Историческая среда разрушается с каждым годом всё больше и больше.

Споры о сносе района Конд
Фото: Shutterstock

Обитатели Конда страдают от нехватки инфраструктуры, условия жизни здесь довольно суровые. На некоторых улицах до сих пор нет коммуникаций, воду нужно набирать из уличных колонок. Квартиры в основном отапливаются газом, но кое‑где сохранилось печное отопление. Лишь в 1990‑х в домах начали появляться личные санузлы — до этого на всю округу действовал лишь один общественный туалет. Многие кондовцы надеются, что при сносе кварталов им предоставят квартиры в благоустроенных многоэтажках.

Однако всё громче раздаются голоса горожан, выступающих за сохранение старого Конда или хотя бы частичную реставрацию. Главный аргумент: это историческое достояние Еревана, которое нельзя терять. Урбанисты опасаются, что району уготована судьба подобных кварталов в центре города, на месте которых в начале 2000‑х годов построили Северный проспект. Эта улица, хотя и выглядит современно, из‑за своей высотности и необычной архитектуры вызывает неоднозначную реакцию в обществе.

Споры о сносе района Конд
Фото: Shutterstock

Архитектурный облик Конда

Конд не имеет чёткой структуры, главных и второстепенных улиц. Он застраивался стихийно, поэтому улочки извиваются лабиринтами. По своему устройству и атмосфере район близок к старинным кварталам восточных городов, например магалам российского Дербента или мединам Марокко и Туниса.

Дома христиан и приверженцев ислама отличались внешним видом, это заметно и сейчас. Мусульманские постройки, как правило, обращены внутрь и скрыты за высокими оградами, у них нет окон, выходящих на улицу. Армянские жилища более открытые, с внутренними двориками и террасами с деревянной резьбой.

Фото: Shutterstock

Кому изначально принадлежали здания, также можно определить по строительным материалам. Если из тонких кирпичей, то, скорее всего, это дома мусульман XVII−XVIII веков. Более крупная базальтовая кладка с земляной засыпкой была характерна для христианских построек. В XIX столетии среди армян в Конде также стало популярным строительство из крупных блоков туфа — местной горной породы, образованной из вулканического пепла.

Что посмотреть

Оказавшись в Конде, доверьтесь интуиции и направляйтесь куда глаза глядят. По пути обязательно обнаружите много интересного. Да и надеяться на карту не приходится, так как у большинства строений нет адресов.

Подскажем несколько ориентиров. На улице Лео, 76/5, можно полюбоваться «Чёрным домом» с деревянной резной террасой. В этом здании нет ничего мистического, а название он получил благодаря цвету стен. Недалеко (дом № 66) можно увидеть «Дом у арки» с красивой каменной кладкой XVIII века.

Дом Хиусянов. Фото: Любовь М., Misha Pukas

Также рекомендуем заглянуть в дом Хиусянов (улица Руставели, 25/1). Хозяева могут провести небольшую экскурсию по своему музею. Вам покажут подвал, где сохранились старинные деревянные двери, сложенные из камней разного размера стены, сводчатые потолки и арки‑переходы. Пространство наполнено вещами, связанными с историей семьи. Но и это не всё. Вот ещё несколько интересных мест района.

Сурб Ованес Мкртич (церковь Святого Ованнеса)

Ориентир: улица Фрика, 5

Историки считают, что первую церковь на этом месте построили ещё в VII веке. В 1679 году в Армении произошло страшное землетрясение, которое привело к полному разрушению здания. В 1710 году на её месте воздвигли новый храм из охристо‑коричневого туфа (благодаря этому необычному материалу строение до сих пор смотрится очень оригинально и величественно). Расходы взяла на себя состоятельная семья Мелик‑Агамалянов. Благодарственная надпись об их вкладе до сих пор сохранилась на одной из стен храма.

Церковь ни разу не закрывалась и работала даже при советской власти. В 1979 году проект реконструкции создал знаменитый архитектор Рафаэл Исраелян (автор монумента «Мать Армения», винных подвалов завода «Арарат» и акведука на реке Раздан). В 1985 году к основному корпусу пристроили колокольню — в таком виде она дошла до наших дней.

Церковь Святого Ованнеса • Колокольня • Хачкары на территории церкви • Фото: Well-read MountainMan, CC BY-SA 4.0

Церковь открыта для прихожан и гостей. Убранство храма, как и в большинстве армянских монастырей, скромное: внутри лишь алтарь, несколько икон, свечи и места для молитв. Но сюда всё же стоит зайти, чтобы насладиться атмосферой тишины и умиротворения.

Квартал граффити

Ориентир: пересечение улиц Фрика и Руставели

В последнее десятилетие Конд стал одним из центров уличного искусства в Ереване. Больше всего граффити можно найти на улице Руставели — это практически музей под открытым небом.

Среди муралов попадаются абстрактные геометрические орнаменты в духе Малевича и Кандинского, витиеватые буквы армянского алфавита, силуэты Арарата. Есть тут также рисунки, которые отражают культуру Армении. Например, мужчина верхом на тигре — герой известной армянской сказки «Храбрый Назар» Ованеса Туманяна (этого писателя за вклад в развитие языка и национальной литературы часто называют местным Пушкиным).

Фото: Shutterstock

Мечеть Конда

Адрес: улица Руставели, 4/3

Это здание считают одним из самых старых в Ереване: его возвели в 1687 году, когда Восточная Армения находилась под контролем Персии и здесь проживало много мусульман. В начале XX века, когда большинство нехристианского населения покинуло страну, мечеть оказалась заброшена. В 1915 году, получив разрешение властей, в её пустых помещениях обосновались 16 семей беженцев из Восточной Турции — и их потомки до сих пор живут здесь.

В 90‑х у здания обрушилась половина купола. И хотя в наше время культовое сооружение находится в руинированном состоянии, в нём всё же можно разглядеть следы старины и былого величия: восточную кладку из тонких обожжённых кирпичей и кое‑где сохранившуюся облицовочную плитку. На территорию дворика мечети можно зайти: один из местных жителей встречает гостей, показывает свой дом и рассказывает его историю.

Фото: Travis K. Witt, CC BY-SA 4.0, XenonX88, CC BY-SA 3.0

В ближайшем квартале сохранилось ещё несколько интересных локаций. На подъёме с улицы Лео есть булыжная мостовая XVII−XVIII веков. Рядом возвышается необычное строение с кирпичной кладкой и персидскими арками над окном (квартал Конд, 253/1). Когда‑то тут жил мулла, а в наши дни это обычный жилой дом. Нынешние его владельцы открыли тут небольшое семейное кафе.

Как попасть в Конд

Район Конд находится в центральном районе Еревана на возвышенности между улицами Пароняна, Лео, Сарьяна и Фрика. Зайти туда довольно просто, так как вокруг района есть 37 входов — через лестницы и арки между многоэтажками. Вот пара вариантов:

  • Возьмите за ориентир здание на улице Руставели, 44. Это рядом с церковью Святого Ованнеса. Обычно путешественники начинают свою прогулку именно от этой точки и затем спускаются по улице Руставели в южную часть Конда
  • Найдите арку между домами № 10 и 54 по улице Лео, пройдите через неё — и окажетесь на лестнице, ведущей в Конд. Отсюда рукой подать до квартала с мечетью
Фото: Shutterstock

Заключение

Конд хранит историю Еревана как минимум с XVII века. Совсем скоро власти должны решить, каким станет будущее этого аутентичного района. Даже если его не снесут полностью, он продолжит перестраиваться — поэтому поспешите увидеть его нетронутым.

Прогуляться по старому району можно и самостоятельно, но лучше обратиться к местным гидам — с ними вы не пропустите ни одной интересной детали и даже сможете попасть в гости к местным жителям. Их предложения можно найти на сайте и в приложении Tripster.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Село Арени в Армении: вино и история в одном местеСело Арени в Армении: вино и история в одном месте Где искать самую древнюю винодельню в мире и при чём тут доисторическая обувь

Еще экскурсии по теме