Жемчужина Флоренции: Санта-Мария-дель-Фьоре
Всё интересное об одном из красивейших соборов ИталииИстория строительства
Первый камень собора был заложен в 1296 году, в день Рождества Девы Марии. Согласно задумке архитекторов, религиозному сооружению полагалось превзойти по величию и значимости роскошные соборы Сиены и Пизы. Когда строительство кафедрального собора Флоренции было завершено в 1436 году, он стал самым большим на тот момент храмом в Европе (его своды способны вместить до 30 тысяч человек).
За больше чем век строительства над собором Санта‑Мария‑дель‑Фьоре успело поработать несколько мастеров. Архитектурный проект разработал скульптор Арнольфо ди Камбио. Он же начал строительство, но успел поучаствовать в нём совсем недолго, умерев где‑то между 1302 и 1310 годами.
Возведением собора, а точнее его знаменитой колокольни, продолжили заниматься только в 1331 году под руководством художника и архитектора Джотто ди Бондоне. Правда, при его жизни успели построить только первый ярус. За удивительный купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре почти 80 лет спустя взялся уже следующий итальянский гений — Филиппо Брунеллески.
После открытия в храме сосредоточилась не только религиозная, но и культурная жизнь Флоренции. В его залах параллельно с проповедями проходили публичные чтения «Божественной комедии» Данте Алигьери (кстати, одна из фресок 1465 года как раз посвящена ему и его великому произведению). В этом же соборе в конце XIV века проповедовал экзальтированный монах, которого многие считают религиозным фанатиком, — Джироламо Савонарола.
В некоторых источниках можно увидеть информацию о том, что возведение собора продолжалось почти шесть столетий. Всё дело в том, что роскошный фасад в неоготическом стиле на самом деле не такой древний. Он был разработан по архитектурному проекту Эмилио де Фабриса только в XIX веке.
Архитектурные особенности
Сейчас на центральной площади Дуомо возвышается целый архитектурный комплекс. Помимо собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре в него входит кампанила Джотто и баптистерий Сан‑Джованни. Все эти достопримечательности открыты для посещения и вместе с историческим центром Флоренции находятся под защитой ЮНЕСКО.
Высота собора от основания до верха креста примерно 115 метров, и даже сегодня это одно из самых высоких зданий в городе. А купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре видно почти из любой точки города. На высотные точки храмового комплекса можно подняться. С террас собора, а также колокольни Джотто и смотровой площадки купола открывается очень красивый вид на черепичные крыши города.
Советуем зайти в находящийся под собором склеп Санта‑Репарата. Это всё, что осталось от древней базилики, на месте которой возвели храм. На стенах склепа до сих пор сохранились фрески середины XIV века, а на полу — ещё более древние цветные мозаики (самая интересная из них довольно реалистично изображает павлина). Также археологи нашли здесь могилу архитектора Филиппо Брунеллески.
Баптистерий Сан‑Джованни
Одно из древнейших строений во всей Флоренции: самые первые упоминания о нём относятся к V веку. В баптистерии крестили многих горожан. Среди них были даже представители династии Медичи и поэт Данте Алигьери.
Главные украшения старинного здания — его бронзовые двери или врата. Самые знаменитые, восточные, в 1452 году создал итальянский мастер Лоренцо Гиберти. Скульптор работал над ними целых 27 лет, они же его и прославили. Говорят, что в день открытия для публики восточных врат у собора собрался весь город. Сейчас на входе в баптистерий установлена копия, а оригинал находится в музее собора. Когда‑то восторженный Микеланджело дал им имя, под которым они известны до сих пор, — «Врата рая».
Колокольня Джотто
Над этим шедевром архитектуры, который построили в 1359 году, по очереди работали лучшие скульпторы Флоренции: Джотто, Пизано, Таленти. Изящная кампанила (колокольня) со стрельчатыми готическими окнами не менее знаменита, чем сам собор.
Каждый из ярусов 85-метровой постройки Джотто — это отдельное произведение искусства: они украшены барельефами, изящными статуями и мраморными плитками трёх цветов. На колокольню можно подняться, в её верхней части есть смотровая площадка, к которой ведёт 414 ступеней.
Интерьер и экстерьер собора
Одна из самых примечательных особенностей собора — его массивный восьмигранный купол. Почти 100 лет Санта‑Мария‑дель‑Фьоре стояла без него: архитекторы просто не представляли, как подступиться к строительству. Дело в том, что возведение строительных лесов могло обойтись дороже, чем купол. А сам он из‑за огромных размеров мог разрушиться, не выдержав собственного веса.
Автор воплощённого проекта, архитектор Филиппо Брунеллески, подошёл к делу творчески. Он первым в мире придумал систему подвесных строительных платформ и соорудил машины, подававшие кирпичи на вершину здания. А чтобы уменьшить вес конструкции, он создал купол в куполе, соединив две части множеством распорок. Внутреннюю укрепили обручами и четырьмя рёбрами, а внешнюю сделали более лёгкой и декоративной. Так получилось, что без наружных опорных конструкций купол поддерживает сам себя.
Фасад собора также заслуживает внимания: несмотря на большие размеры, он кажется изящным и невесомым. Его стены отделаны белым, розовым и зелёным мрамором (почти как цвета итальянского флага), из которого вырезаны ажурные цветы и геометрические узоры.
Обязательно советуем зайти внутрь — здесь есть на что посмотреть. Изнутри купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре расписан удивительно детальными фресками с изображениями Страшного суда. Они состоят из нескольких ярусов и занимают 3600 м², то есть примерно половину футбольного поля.
Также внутри собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре находится удивительная диковинка — старинные часы 1443 года, единственная стрелка которых движется в обратную сторону. Часы, расположенные над главным входом, назвали в честь расписавшего их живописца Паоло Уччелло. Кстати, современные исследователи до сих пор не могут установить, что за люди изображены по углам фрески: святые, пророки или мудрецы. Ещё одна особенность часов в том, что они, как и в древности, отсчитывают «итальянское время» — летоисчисление, принятое в эпоху Ренессанса в Европе. Согласно ему, последний час суток наступает во время заката. Поэтому механизм приходится постоянно подстраивать вручную.
Террасы собора
Эти элементы строения были спроектированы Брунеллески в 1439 году и сами по себе считаются одним из шедевров архитектуры периода Ренессанса. Сегодня на террасы, к которым ведёт около 150 ступеней, пускают только в сопровождении экскурсовода. Прогуливаясь по галереям, расположенным на 32-метровой высоте, можно увидеть живописные сады и старинные церкви города, а также рассмотреть с необычного ракурса баптистерий и чуть ближе увидеть знаменитый купол собора и колокольню Джотто.
А в «мёртвых трибунах», крытых полукруглых помещениях, призванных увеличить устойчивость купола, открыта небольшая экспозиция. В ней представлена коллекция строительных инструментов и удивительных механизмов, которые использовались при возведении купола.
Музей собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре
Ближе познакомиться с оригинальными произведениями искусства, многие из которых когда‑то украшали собор, баптистерий и кампанилу, можно в музее Опера‑дель-Дуомо. Когда‑то в этом здании, расположенном за апсидой собора, размещались мастерские скульпторов и художников. Именно здесь Филиппо Брунеллески работал над куполом. Здесь же какое‑то время творил Донателло.
Один из самых знаменитых экспонатов музея — скульптура Микеланджело «Флорентийская Пьета» («Оплакивание Христа»). Гений работал над ней в течение восьми лет, после чего, недовольный результатом, чуть не уничтожил своё творение. От разрушения скульптуру спас ученик Тиберио Кальканьи, при этом композиция так и осталась незавершённой.
Режим работы и правила посещения
Каждый из объектов архитектурного комплекса работает по собственному расписанию. А по воскресеньям и религиозным праздникам собор может закрываться раньше или вообще не работать для посетителей. С актуальной информации о часах работы лучше заранее ознакомиться на официальном сайте.
Собор можно посетить бесплатно, а вот для посещения остальных объектов архитектурного комплекса и смотровой площадки нужно приобрести единый билет. Так удастся избежать очередей.
Также стоит помнить о том, что храм действующий, поэтому внутрь не пустят в слишком открытой одежде (обязательно должны быть закрыты плечи и ноги).
Как добраться
Собор Санта‑Мария‑дель‑Фьоре находится в самом центре Флоренции, на Соборной площади (Piazza del Duomo). Исторический центр города довольно компактный, при желании его можно обойти за несколько часов. Поэтому, если вы остановились в центре, проще всего дойти до собора пешком.
Общественный транспорт в городе тоже довольно хорошо развит: здесь курсируют трамваи, а также ночные и дневные автобусы. Ближе всего к собору расположены автобусные остановки Studio, Olio, Oriuolo Duomo и Roma Duomo. Билеты на автобусы можно купить у водителя. Но лучше приобрести их заранее, в табачном или газетном киоске: так получится значительно дешевле.
Заключение
Санта‑Мария‑дель‑Фьоре — архитектурная жемчужина эпохи Возрождения. Стены собора помнят множество знаковых событий и великих религиозных, культурных и политических деятелей: Микеланджело, Савонаролу, династию Медичи.
Чтобы лучше познакомиться с историей и художественным наследием собора, советуем обратиться к местным гидам. Они расскажут вам самые интересные тайны и легенды сооружения. А ещё покажут, откуда лучше всего любоваться величественным творением флорентийских мастеров.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире
Увидеть знаковые и скрытую локацию, услышать историю города и познать менталитет флорентийцев
Найти общий язык с шедеврами мировой живописи
Понятно и интересно о мире шедевров главного музея Флоренции