Свято‑Введенский Толгский женский монастырь — 700-летняя обитель в Ярославле
Белоснежные соборы, чудотворная икона и кедровая рощаИстория основания монастыря
Был основан в августе 1314 года недалеко от Ярославля, в месте, где небольшая речка Толга впадает в Волгу. По преданию, здесь по возвращении домой после долгого путешествия епископу Прохору явилась главная святыня будущего монастыря — икона Божьей Матери, которую стали называть Толгской. Он заложил Введенский собор, а рядом с ним вскоре появились и другие постройки мужской обители. Увы, это почти всё, что известно о ранней истории монастыря на берегу Волги. Сведений сохранилось немного, поскольку в начале XV века здесь произошёл крупный пожар, уничтоживший древние документы.
В 1553 году в монастыре побывал Иван Грозный во время своего паломничества по русским северным землям. Считается, что именно Толгская чудотворная икона излечила царя от болезни ног. С этого момента на богослужения в ярославскую обитель стали приезжать и другие правители (например, Екатерина II и Николай II), а также члены их семей.
В Смутное время (начало XVII века) монастырь был разорён поляками. Над братской могилой, где похоронены 46 убитых захватчиками монахов, раньше находился памятный камень. В 1893 году на этом месте возвели небольшую часовню.
В конце XVII века при игумене Гордиане ярославский монастырь переживал период наивысшего расцвета в своей истории. В то время был заново отстроен главный Введенский собор, возведены монастырские ворота с надвратным храмом святого Николая Чудотворца, колокольня и некоторые другие сооружения. Таким образом, к началу XVIII века ансамбль почти полностью сложился и с тех пор существенно не менялся.
На протяжении следующих 200 лет Толгский монастырь развивался без значительных кризисов и серьёзных происшествий. Со временем он заслужил статус одного из самых почитаемых в Ярославской губернии. В 1914 году прошли празднования в честь 600-летия с момента основания монастыря. К юбилею все храмы, жилые корпуса и хозяйственные постройки были отремонтированы.
С приходом советской власти для монастыря наступили самые непростые времена в истории. В 1928 году его закрыли, многие иконы и церковную утварь передали из храмов и церквей в музеи Ярославля, а некоторые святыни просто уничтожили. В 1930‑е в окрестностях ярославского монастыря было решено построить гидроэлектростанцию, и приехавшие для проведения работ специалисты заселились в пустующие здания. Однако вскоре из‑за непригодности грунта в этом месте проект закрыли. В течение последующих лет помещения использовались как городское жильё и как колония для малолетних преступников.
Только в 1987 году монастырь на берегу Волги был возрождён и стал первой женской обителью, учреждённой на территории СССР. Начался длительный период реставрационных работ. В 2003 году в монастырь из Ярославского художественного музея вернулась его главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери. Сейчас в храмах действующей женской обители проводятся богослужения. На сегодняшний день на территории монастыря проживают около 120 монахинь.
Что посетить в Толгском монастыре
Это место интересно не только своей историей, но и архитектурными памятниками. Ярославский монастырь окружают каменные стены с девятью башнями, предположительно построенные в конце XVII века. На территории расположена изящная колокольня и несколько храмов. Расскажем о двух самых интересных постройках монастыря.
Введенский собор
Первый деревянный храм, давший начало всему монастырю, появился ещё в 1314 году. Однако уже в начале XV века церковь сгорела и через некоторое время была отстроена заново. В середине XVI века монастырь посетил Иван Грозный, который, излечившись от болезни ног благодаря чудотворной иконе, сделал пожертвование на возведение каменного собора. Однако спустя ещё столетие и это сооружение обветшало. В 1681 году игумен Гордиан принял решение разобрать его, чтобы построить в монастыре более просторный храм для богослужений.
Пятиглавый Введенский собор с небольшим приделом возвели в духе ярославской архитектурной традиции того времени: на высоком подклете с далеко выступающим за основной объём здания нарядным крыльцом. По замыслу Гордиана, в подклете храма была устроена усыпальница. В этом месте похоронен сам игумен, некоторые меценаты, помогавшие развитию монастыря, а также представители нескольких знатных родов: Голицыных, Троекуровых, Вяземских.
Храм расписали в конце XVII века. Над фресками главного собора монастыря работали 26 мастеров из Ярославля и Костромы. Все они оставили свои имена у оконного откоса в западной части постройки. К сожалению, эти надписи — единственное, что сохранилось и дошло до нашего времени от первоначального оформления храма. Интерьер собора сильно изменился в XIX веке и в ходе масштабной реставрации в конце XX столетия.
Храм (и в особенности его внутреннее убранство) сильно пострадал после закрытия Толгского монастыря. В 1930 году, когда недалеко от обители решили построить гидроэлектростанцию, собор и рядом стоящую колокольню использовали для установки и тестирования модели будущего гидроузла. После закрытия проекта главный храм монастыря находился в аварийном состоянии. Первые ремонтные работы здесь провели в 1968‑м, затем церковь постепенно восстанавливали с 1980‑х и вплоть до начала 2000‑х. А первая за долгое время служба состоялась в храме в 1990 году, через несколько лет после возрождения ярославской обители в статусе женского монастыря.
Крестовоздвиженский храм
Этот однокупольный храм с несколькими приделами был построен на территории монастыря в 1625 году на деньги, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровичем. Простота и даже некоторая аскетичность церкви объясняются тем, что здание предназначалось для зимнего использования и должно было быть компактным для лучшего отапливания во время богослужений.
После закрытия монастыря храм работал как школа, общежитие, столовая и место для проведения кружков. В 1960‑х годах из‑за удалённых ранее металлических стяжек обрушились своды, и церковь с провалившимся куполом простояла в руинах до конца 1990‑х годов. В 1999‑м восстановленный храм освятили и вновь открыли для богослужений, а несколько лет спустя в него привезли главную реликвию монастыря — чудотворную икону Толгской Божьей Матери.
Чудотворная икона Толгской Божьей Матери
По преданию, образ явился епископу Прохору в восьмой день августа 1314 года, когда он вместе со священниками возвращался из долгого путешествия в Кирилло-Белозерский монастырь. Не дойдя нескольких вёрст до города, они остановились отдохнуть на берегу Волги. В полночь епископ увидел на другой стороне реки огненный столп, к которому вёл мост. Пройдя по нему, Прохор оказался у парящей в воздухе иконы Божьей Матери с младенцем на руках, помолился ей и вернулся обратно.
Утром епископ вместе со священниками отправился обратно за реку и обнаружил чудесный образ на земле между деревьев. Тогда он начал своими руками собирать сруб и уже к полудню построил в этом месте небольшую церковь (Введенскую), куда и поместил освящённую икону. С того дня ежегодное празднование в честь явления святого образа стало проводиться 8 августа (21 по новому стилю).
Точная дата написания иконы неизвестна и условно определяется годом чудесного явления образа на берегу Волги. Но неоспоримо, что такое изображение Богоматери с младенцем к началу XIV века было особенно почитаемо на Руси, часто воспроизводилось и, соответственно, было достаточно древним.
Чудотворный образ в Толгском монастыре является вторым списком (вольной копией) с более древней иконы, которую называют «Толгская I». Она датируется концом XIII века и в настоящее время находится в Третьяковской галерее. Существует и третий вариант прославленной иконы («Толгская III»), написанный около 1327 года. Этот образ хранится в Русском музее.
Чудотворная икона относится к иконографическому типу «Елеус», или «Умиление». Это один из самых распространённых канонов изображения Богоматери в русской художественной традиции: она держит на руках младенца Иисуса, который прижимается щекой к её щеке.
С иконой связано множество чудес, которые преимущественно описаны в посвящённом ей сказании. К 1392 году относится чудо мироточения — появление на образе благоухающей и исцеляющей болезни жидкости (мира). А во время пожара начала XV века, который уничтожил большую часть построек и всю церковную утварь, икона была найдена невредимой на дереве около монастыря. Начиная с XVII века этот образ стал одним из самых почитаемых в Ярославле. Жители города совершали с ним крестные ходы во время эпидемии чумы и засухи в середине XVII века.
Икона не покидала стен Толгского монастыря более 600 лет. Затем, в годы советской власти, она хранилась в собрании Ярославского художественного музея. А с возрождением монастыря святая икона вернулась в родные стены. В настоящее время образ можно увидеть в Крестовоздвиженском храме.
Кедровая роща
Толгская женская обитель знаменита не только храмами и чудотворной иконой. Ещё одна интересная локация расположена за пределами монастыря, справа от входа в обитель. Роща была высажена в XVI веке на месте, где несколькими десятилетиями ранее монахи обнаружили икону Божьей Матери, уцелевшую после пожара. Там же в честь памятного события возвели часовню.
По легенде, кедровые шишки, из которых выросли первые саженцы, привёз из Сибири атаман Ермак для Ивана Грозного. Царь в свою очередь подарил их монастырю в знак благодарности за то, что святой образ излечил его больные ноги.
Для орошения деревьев монахи обустроили в роще пруды, а для выращивания цветов и виноградников — оранжереи. Живописный сад с часовней Толгской иконы Божьей Матери был излюбленным местом прогулок паломников и знатных гостей монастыря.
С закрытием обители деревья стали погибать. Налаженная дренажная система никем не поддерживалась, пруды возле монастыря постепенно высохли. В 1970‑х годах начали предприниматься первые попытки возродить рощу, но из 150 новых деревьев прижились только 24.
В настоящее время роща при монастыре восстановлена, и в ней растёт около десятка 200-летних кедров. В 2004 году была также заново отстроена часовня Толгской иконы Божьей Матери.
Заключение
В Толгском монастыре есть ещё несколько интересных мест, которые однозначно стоит посетить. Так, небольшой Спасский собор отличается очень необычной формой купола. Восемь тонких барабанов с изящными луковками окружают центральную главку. А в самом Ярославле сохранилось немало других известных монастырей, например Спасо-Преображенский, где находится самый древний в городе храм (начало XVI века). Об этих и других достопримечательностях города лучше всего расскажут местные гиды на авторских экскурсиях: они проведут путешественников непроторёнными тропами, поделятся необычными фактами и помогут советом при планировании маршрута.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погулять по колоритным купеческим кварталам и узнать о жизни ярославцев в разных эпохи
Погулять по центральной части старинного города и познакомиться с его богатой историей
Перечислить достижения ярославских купцов и узнать секреты их успеха
Ежедневная обзорная прогулка по историческому центру и колоритным уголкам древнего города