Ворота Минска — визитная карточка столицы Беларуси

20 ноя 2024
Ворота Минска — визитная карточка столицы Беларуси
Если приехать в столицу Беларуси на поезде, то Ворота Минска — первое, что видишь на выходе из железнодорожного вокзала. Две величественные башни, построенные в 1950‑е годы в духе сталинского ампира, стали одной из самых узнаваемых до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей города.

История строительства

После Великой Отечественной войны район железнодорожного вокзала Минска лежал в руинах. Застройку территории поручили группе московских архитекторов под руководством Бориса Рубаненко. Они разработали план строительства вокзала, здания пригородных касс и прилегающего микрорайона с пятиэтажками. Самой амбициозной задачей стал проект 11‑этажных башен‑близнецов на улице Кирова, которые должны были стать символическим входом в город.

1919–1920 годы. Митинг железнодорожников на Привокзальной площади. Ворота Минска будут построены на месте булочной и столовых • 1941–1942 годы. Во время гитлеровской оккупации

Есть версия, что архитекторы хотели создать новые городские ворота взамен существовавших в Средневековье деревянных въездных башен Минского Замчища (их основания в 1940‑х обнаружили при раскопках в центре города). Существует и другое мнение: Борис Рубаненко и его команда якобы вдохновились образом парижской площади Согласия с симметричными зданиями.

Строительство началось в 1947 году. Через шесть лет оба дома были завершены. Среди местных жителей есть легенда, что одну из высоток строили немецкие военнопленные. Впрочем, подтверждения этой информации в архивных документах нет.

1949–1951 годы. Строительство первой башни • 1952 год. Строительство второй башни • 1962–1965 годы. Привокзальная площадь • Фото: А. С. Дитлов, Н. Грановский

На первом этаже открылись поликлиника, кафе, аптека и магазины (старожилы до сих пор со светлой грустью вспоминают павильон «Хлеб» с манящим ароматом свежей выпечки). Верхние этажи предназначались для работников железной дороги и их семей.

В наши дни башни остаются жилыми. Многие квартиры сдают в краткосрочную аренду. И это отличная возможность остановиться во время путешествия в одном из самых узнаваемых домов белорусской столицы.

Архитектура и декоративные элементы

Минские башни стали ярким воплощением сталинского ампира, главенствующего направления советской архитектуры в 1930–1950‑х годах. Это монументальные здания со строгими пропорциями, чёткими линиями, большими окнами и с обилием декора: лепниной, медальонами, пилястрами, барельефами и статуями. Верхние ярусы увенчаны карнизами в древнеримском стиле, а чуть ниже выстроены ряды бетонных сфер и высоких обелисков.

Ещё по теме
 
Обелиски и сферы верхнего яруса • Лепнина • Скульптуры на балконах • Фото: Shutterstock

В лепнине на фасаде использованы как традиционные советские символы в виде пятиконечной звезды, серпа и молота, так и национальные орнаменты и изображения: букет из васильков, переплетения слуцких поясов (длинные мужские пояса времён Великого княжества Литовского) и даже фигуры зубров.

На левой башне установлены огромные механические часы, которые считаются самыми большими в Беларуси — 3,5 метра в диаметре. Их доставили в Минск из Германии после победы СССР во Второй мировой войне, но неизвестно, откуда точно. Изначально механизм был настолько массивным, что занимал два этажа. Приходилось вручную заводить часы по несколько раз на дню. В 2003 году механическую начинку заменили электронной: вся система теперь автоматическая, изнутри выглядит как небольшая коробка. При этом внешний вид часов — циферблат и стрелки — остался прежним.

Во второй башне в 1960‑х установили железобетонный герб Белорусской ССР. Он сохранился до наших дней в отличном состоянии. Это один из оригинальных элементов здания, которому ни разу не потребовалась реставрация.

Левая башня • Правая башня • Ворота Минска вечером • Фото: Shutterstock

На балконах девятых этажей башен‑близнецов возвышаются скульптуры военных, партизанок, инженеров и колхозниц. Хотя издалека они могут показаться небольшими, на самом деле это настоящие гиганты — по 3,5 метра в высоту! Изначально фигуры были сделаны из бетона и постепенно начали разрушаться, и в 70‑х их демонтировали. В 2004 году на их месте установили точные копии, но на этот раз из силумина — сплава алюминия с кремнием. Этот материал славится своей долговечностью.

Особенно красиво дома‑памятники выглядят вечером, когда включается художественная подсветка. Она акцентирует детали, которые днём могут быть незаметны, и придаёт домам более величественный вид.

Где находятся и как добраться

Ворота Минска расположены по адресу: улица Кирова, 1 и 2. На здания можно полюбоваться при выходе из железнодорожного вокзала.

Пеший путь из центра города до башен займёт 20 минут. Также получится доехать сюда на автобусах и метро. Ближайшая станция — «Площадь Ленина».

Заключение

Ворота Минска — одна из самых знаковых городских до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. Во время прогулки обратите внимание не только на общий вид башен, но и на детали: лепнину и скульптуры, которые способны поведать многое об истории и культуре города. А чтобы не упустить самое важное, рекомендуем отправиться на экскурсию в компании местного гида. Знающий проводник не только раскроет все тайны башен‑близнецов, но и расскажет интересные истории о других знаковых зданиях белорусской столицы.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Курган Славы: главный памятник ВОВ в БеларусиКурган Славы: главный памятник ВОВ в Беларуси Место героического подвига советской армии

Еще экскурсии по теме